Время работы:
Пн-Пт. 9–17.00
Сб-Вс. закрыто
+ 372 56 25 77 14
info@progressor.ee

Вырастут ли компенсации семьям: зачем объединили три закона

MKE.EE

15 июня парламент принял Закон о компенсациях семьям, который сведет воедино Закон о пособиях семьям, Закон о родительских компенсациях и Закон о прожиточном пособии. В дальнейшем пособия, связанные с рождением и воспитанием ребенка, будут называться компенсациями семьям. Кроме того, матери-одиночки смогут получать алименты от государства, если отец ребенка уклоняется от их уплаты.

За принятие Закона о компенсациях семьям проголосовало абсолютное большинство, 90 членов парламента, воздержавшихся и проголосовавших против не было.

В Эстонии почти каждый четвертый ребенок растет в семье, в которой только один родитель. Такие семьи гораздо чаще попадают за черту бедности, чем полные семьи, где детей растят и мать, и отец. В стране около 8000 тысяч отцов уклоняются от уплаты алиментов общей суммой больше 14 миллионов евро.

Алименты от государства

Цель принятого закона о компенсациях семьям – улучшить положение семей, где ребенок воспитывается одним родителем, а второй не выполняет своих обязательств по содержанию ребенка, другими словами – не платит алиментов. Тогда родителю-одиночке будет выплачиваться прожиточное пособие, размер которого на одного ребенка составляет до 100 евро. Программа деятельности правительства предполагает, что это поможет снизить число детей, живущих в бедности.

Закон также дополнили положениями, которые касаются перерасчета родительских компенсаций (в просторечье – родительской зарплаты). Дело в том, что раньше могла возникнуть ситуация, когда их несправедливо уменьшали. Допустим, работодатель по каким-то причинам задерживал зарплату, а потом выплатил долг, и получилось, что в этом месяце мать-одиночка якобы заработала слишком много – столько, что это дает основания для уменьшения государственного пособия. Хотя на самом деле это не так, потому что ей были выплачены заработанные ранее, но не полученные деньги.

На эту несправедливость в свое время обратил внимание канцлер права, который и предложил депутатам устранить недочет, что и было сделано. Впредь ситуации наподобие описанной выше будут трактовать в пользу получателя компенсации.

В следующем году выплаты родительской компенсации в размере минимальной ставки не будут ниже установленного уровня в 470 евро.

В целях правовой ясности Закон о компенсациях семьям внесет изменения или признает недействительными еще 24 закона. Как отмечают законодатели, это позволит гармонизировать различные виды электронного производства в социальной сфере и уменьшить дублирование. Изменения также связаны с развитием новой инфосистемы SKAIS2 Департамента социального страхования, которая должна повысить эффективность оказания публичных услуг, чтобы пользователям было проще и удобнее.

Временное решение

Закон о компенсациях семьям вступит в силу 1 января 2017 года, но поправки, связанные с предложением канцлера юстиции, вступят в силу в общем порядке, то есть на 10-й день после опубликования закона в Riigi Teataja. План создания алиментного фонда и основные принципы его работы были утверждены правительством 16 июля 2015 года.

«Этот закон можно разбить на две части, чтобы было понятнее. Первая часть – это алиментный фонд. Смысл в том, что существуют отцы, которые не платят алименты детям, и матери этих детей могут получать алименты из этого фонда, – поясняет депутат парламента и член комиссии по социальным делам Виктор Васильев. – А фонд уже будет с этими папашами судиться. У женщины с ребенком на руках нет ни времени, ни средств по судам ходить. А тут будет государственная структура, лучшие адвокаты, которые смогут отсудить алименты».

Размер этих алиментов определен в размере 100 евро.

Эта сумма не зависит ни от доходов матери, ни от доходов отца ребенка и выплачивается только во время судебного и исполнительного процесса по истребованию алиментов, до 150 дней. Сегодня закон предусматривает максимум 90 дней, а сумма составляет 3,20 евро в день.

«Алиментный фонд создавался не для того, чтобы содержать всех детей Эстонии, у которых отцы отказываются принимать финансовое участие в их жизни, это не фонд матерей-одиночек. Это временное решение. В идеале государство платит алименты до того момента, пока не отыщет отца и не обяжет его платить ребенку алименты. Плюс сумма уже оплаченных алиментов и судебных издержек будет взыскана. Но это в идеале. А чаще всего отец неизвестен, или он куда-то уехал за границу, так что найти его сложно», – говорит Васильев.

Пособия сами не вырастут

Депутат парламента объясняет, что вторая часть закона заключается в том, что различные семейные пособия, которые раньше были разбросаны по разным законам, теперь собраны в одном.

«С одной стороны, это хорошо. С другой – не очень. Дело в том, что раньше пособия были привязаны к определенной цифре, и дальше государство, опираясь на экономическую ситуацию, могло их увеличивать. Теперь суммы пособий зафиксированы. И чтобы поднимать в дальнейшем какое-либо пособие, нужно снова садиться и изменять закон, политически решать, кто за, кто против», – констатирует Виктор Васильев.

То есть раньше пособия были привязаны к ставке, и когда ставка увеличивалась, пособия автоматически увеличивались тоже. Сейчас они автоматически увеличиваться не будут. Размеры пособий жестко зафиксированы и не возросли по сравнению с тем, что были раньше.

«Сложно сказать, кому этот закон принесет пользу, а кому нет. Я так полагаю, что он ничего не дал людям. Впрочем, в Эстонии много таких законов, о которых, на первый взгляд, сложно сказать, приносят они пользу или нет», – подытожил депутат.

Юрист Данил Липатов также констатирует, что данный закон – техническое пакетное решение, которое облегчит порядок получения пособий. И это решение ждали давно.

На вопрос, не станет ли часть закона, позволяющая матерям-одиночкам получать алименты от государства, поводом для асоциальных слоев населения плодиться и размножаться ради получения 100 евро, юрист отвечает, что и в настоящее время асоциалы пытаются использовать пособия в своих корыстных целях, однако их процент очень мал. И в первую очередь надо исходить из интересов обычных граждан.

Поделиться: