Время работы: Пн-Пт. 9–17.00
Сб-Вс. закрыто
+ 372 56 25 77 14
info@progressor.ee

Долговой туризм: люди убегают от долгов за границу и через пару лет начинают жизнь с чистого листа

MKE.EE

«Я взял кредит на покупку недвижимости, но не справился с выплатами, – рассказывает житель столицы Дмитрий. – И хотя банк впоследствии продал квартиру, я все равно остался должен столько, что мне десятилетиями это нужно будет выплачивать. В одном юридическом бюро мне подсказали: долги не обязательно платить. От них можно просто убежать!»

Юрист объяснил, что есть такая схема: Дмитрий едет в Англию, легально живет и работает там четыре года. После чего идет в суд Соединенного Королевства и просит за истечением срока давности аннулировать решение эстонского суда о том, что он должен банку столько-то денег. И даже термин есть специальный: долговой туризм.

«Мне пояснили, что Англия выгодна тем, что там самый короткий срок по исковым требованиям в Европе, – говорит Дмитрий. – Юрист называл и другие страны, но там срок был больше».

Дмитрий в итоге предложенной схемой не воспользовался, решив все-таки остаться жить и работать в родной стране. Однако «МК-Эстония» решила выяснить у специалистов Министерства юстиции, действительно ли такое возможно.

Далеко не убежишь

«Обзора о количестве уехавших из Эстонии должников у нас нет. Но не всегда, если должник уезжает за границу, можно говорить о долговом туризме. Человек может просто поехать работать, учиться или по семейным обстоятельствам, – говорит руководитель службы частного права Министерства юстиции Индрек Никлус. – Также и европейское законодательство учитывает тот аспект, что люди переезжают из одного государства в другое, и может возникнуть необходимость исполнять решение суда, вынесенное в другой стране».

Никлус отмечает, что для таких ситуаций в ЕС есть множество постановлений, которые предусматривают различные процедуры: как посылать исполнительный документ, который действует по ЕС, или другой документ, на основании которого можно начать исполнительное производство в другой стране.

Также можно признать, например, долг по кредиту на основании вынесенного решения обязательным к исполнению в другой стране.

«Но так как этот порядок довольно сложный, то в ЕС в ближайшее время планируются изменения, которые сделают начало исполнительного производства в других странах более удобным и быстрым», – добавляет Никлус.

По его словам, если по взысканию долга уже было начато исполнительное производство, то оно применяется в соответствии с законами страны, где находится должник. То есть, если исполнительное производство начинается в Англии, то действуют законы Англии.

«Это касается и срока давности, – соглашается Никлус. – И в итоге действительно может оказаться так, что если там срок исполнения судебного решения — шесть лет, то взыскать долг после этого будет уже нельзя. Однако это не означает, что в то же время нельзя взыскать долг при помощи находящегося в Эстонии имущества согласно эстонским законам. Поэтому сбежать от долгов в другую страну ЕС вполне возможно, но это означает, что по возвращении должника в Эстонию задолженность все же останется».

Поминай как звали

При этом ситуация вполне может оказаться гораздо сложнее: человек, зная, что он уезжает из Эстонии, набирает кредитов, где только можно, и скрывается в неизвестном направлении, не сообщая никому, куда. Ищи-свищи его по миру! Необязательно же он ограничится только ЕС.

И в ситуации, когда исполнительное производство далеко от совершенства, у кредиторов возникают явные трудности с поиском должника. При этом многие даже не прибегают к схеме, подсказанной Дмитрию: люди не идут в суд с просьбой списать долг. И не объявляют себя банкротом. Такие долговые туристы просто нежатся в других странах, оставляя кредитным учреждениям и частным лицам заботу по своим поискам. Если человек не планирует возвращаться в Эстонию и имущества у него здесь не осталось, то ситуация крайне сложная.

«Ко мне нередко обращаются люди, которые планируют набрать кредитов и уехать из страны с целью их не платить, – говорит юрист Данил Липатов из бюро Progressor. – Но у меня в подобных ситуациях четкая позиция: я не помогаю консультацией по созданию заведомо мошеннических схем!»

«Этой темой сейчас активно занимаются в ЕС и пытаются осложнить жизнь мошенников,

– комментирует адвокат Евгений Твердохлебов из бюро Bright Law. – Потому как должники даже не утруждают себя исками в суд о личном банкротстве или ходатайствами о списании долга за истечением срока давности. Они просто едут в ту страну, где нет регистра народонаселения, и преспокойненько там живут и работают».

Например, поясняет адвокат, в Финляндию ехать смысла нет, потому что эстонские кредиторы могут обратиться к финским судебным исполнителям и долг с вас быстренько получат. Нет смысла и пытаться скрыться в Латвии, Литве, России, Украине. Те, кто хотят убежать от долгов совсем, выбирают обычно такие страны, с которыми у Эстонии нет двусторонних соглашений о правовой взаимопомощи.

«Поэтому в таких случаях бегут на Туманный Альбион, где можно спокойно жить и работать, и велика вероятность, что о человеке не узнают, если он сам этого не захочет, – говорит Евгений Твердохлебов. – Либо, если не нравятся дожди и туманы, выбирают Казахстан, Молдавию, Белоруссию. В этих странах можно легально жить, работать и обзаводиться имуществом, и никто об этом может никогда не узнать».

Поделиться: