Время работы: Пн-Пт. 9–17.00
Сб-Вс. закрыто
+ 372 56 25 77 14
info@progressor.ee

Мужчина написал на договоре слово «бред», а фирма приняла это за подпись

MKE.EE

Подпись – уникальный опознавательный знак каждого человека. Подпись на важных документах должна быть максимально похожа на ту, что отпечатана на ID-карте. Но считается ли подписанным договор, на котором стоит крестик или слово, поставленное вместо оригинальной подписи? Именно с такой проблемой в «МК-Эстонию» обратился житель Таллинна.

Владимир долгое время был клиентом компании Starman, когда та предоставляла услугу аналогового телевещания. Но когда фирма стала переходить на цифровые каналы, он не захотел продолжать пользоваться ее услугами.

«Бредовая» подпись

«Мне стали навязывать цифровые каналы, приходил техник из Starman, подсовывал мне договор, но я отказался от него. Техник хотел установить дигибокс, и я слышал, как он ругался, так как что-то у него не получалось. Но что именно, я не понял, потому что это было по-эстонски, – рассказывает мужчина. – На подсунутом договоре я написал «бред». Хотел дописать «сивой кобылы», но не стал. И так надоело с ними ругаться».

Несостоявшийся обладатель цифрового телевидения считает, что тем самым договор не подписывал. Он выступает категорически против того, чтобы в его квартире появлялись лишние пульты и устройства, и не планирует переходить на цифровой сигнал.

«У моей попечительницы STV, которое еще не отключило аналоговое вещание. И у нас два пульта на этот телевизор. Мне вполне хватает. При этом Starman присылает мне счета, абсолютно не понятно, на каком основании, – возмущается мужчина. – Ведь я не только не хочу их услуг, я их не получаю и даже не имею возможности получать, так как дигибокс у меня не установлен. Я звонил в клиентскую службу, попал на русскую девушку,

и она подтвердила, что в договоре написано слово «бред», а эстонцы считают это подписью.

Я даже просил, чтобы они сравнили мою подпись с той, что стоит на предыдущем договоре. Ведь разница очевидна. Мне предложили расторгнуть договор за 28 евро. Но как можно расторгнуть то, что я не заключал?»

Руководитель отдела коммуникации фирмы Starman Кристи Рейланд заявляет, что необходимое оборудование для оказания услуг было установлено Владимиру в конце марта 2014 года. По его же просьбе компания выслала почтой инструкцию по настройке каналов на русском языке и предоставила другую необходимую информацию. После этого, по словам Рейланд, оператор позвонил клиенту, чтобы убедиться, что услуга работает.

«Если в апреле клиент жаловался, что у него не получается настроить каналы по своему желанию, несмотря на то, что соответствующие инструкции были предоставлены клиенту как по почте, так и лично в представительстве Starman, то в мае он стал утверждать, что дигибокс ему не установили вообще, а просто передали в руки через порог. А это не соответствует действительности, – утверждает Рейланд. – Наш русскоговорящий оператор неоднократно звонил и предлагал клиенту помощь техника, от которой клиент отказывался и прерывал разговор».

А был ли дигибокс?

Руководитель отдела коммуникации рассказывает, что в июне Владимир начал уверять, что подключение дигибокса было невозможным, и 26 марта техник якобы покинул его место жительства вместе с оборудованием. Рейланд отмечает, что имеются записи не менее пяти телефонных звонков, в ходе которых оператор пытался связаться с клиентом и договориться о бесплатном визите техника, но Владимир не отвечал или прерывал разговор.

«В июне нашему оператору все же удалось связаться с клиентом, но он стал уверять, что вообще не подписывал никакого договора и не получал никакого оборудования, после чего снова прервал разговор. Тем не менее, все это время клиент оплачивал услуги Starman, чем фактически подтверждал свое согласие с их оказанием», – добавляет Кристи Рейланд.

Так как конструктивного диалога не получалось, в июле Starman отправил почтой письменное объяснение ситуации на русском языке, с условиями прекращения договора

и просьбой сделать заявление в полицию в том случае, если у клиента есть подозрения, что его подпись была подделана.

«В заключенном в марте договоре в графе «подпись» клиентом собственноручно полностью вписаны его имя, фамилия и поставлен росчерк в виде подписи. Соответствует ли данная подпись реальной подписи клиента, компания Starman проверять не уполномочена, в связи с чем мы попросили клиента обратиться в полицию, поскольку выявление факта возможного мошенничества входит и в наши интересы, – поясняет представитель фирмы Starman. – По нашим данным, подобного обращения в полицию сделано не было. Договор был прекращен в сентябре в связи с образовавшейся задолженностью».

Кристи Рейланд от лица компании Starman выражает сожаление о сложившейся ситуации. И, несмотря на то, что многократные попытки договориться о бесплатном визите техника не увенчались успехом, выражает искреннее желание компании помочь клиенту разобраться с тем, как пользоваться дигибоксом.

«Поэтому мы просим разрешения Владимира снова связаться с ним, позволить нашему работнику оказать необходимую техническую поддержку и провести необходимое обучение на русском языке», – предлагает руководитель отдела коммуникации.

На прямой вопрос, действительно ли в графе, где должна стоять подпись, Владимиром было написано слово «бред», Рейланд ответила, что компания Starman не имеет полномочий и возможностей проводить экспертизу подписи или давать по этому вопросу какие-либо оценки, этим должны заниматься эксперты.

Все в суд

Юрист Данил Липатов поясняет, что в случае наличия между сторонами спора в части подлинности подписи, если ситуацию невозможно разрешить путем переговоров, дело в конечном итоге будет решаться в суде. При проведении экспертизы эксперт даст заключение, что подпись не совпадает с подписью лица, от чьего имени она якобы стоит, соответственно, будет считаться, что данное лицо договор не подписывало.

«Второй момент – это наличие волеизъявления лица на совершение какого-либо юридического действия. Надпись “бред” не может рассматриваться как желание лица заключить договор, – обращает внимание юрист. – Но такого рода юридические шутки и порождают последствия, с которыми столкнулся Владимир. К юридическим документам нужно относиться серьезно.

“Если нет намерения подписывать договор, значит, не нужно делать никаких пометок в том месте, где должна стоять подпись”.

Если к договору на оказание услуг кто-то может отнестись несерьезно, то с нотариальными документами вряд ли кто-то рискнет шутить. Но реально ли сделать вид, что это не вы подписывали документы у нотариуса?

«В практике нотариуса при выполнении каких-либо нотариальных действий лицо либо само присутствует при этом, то есть нотариус непосредственно проверяет личность лица, либо его представляют на основании нотариально удостоверенной доверенности, – отвечает нотариус Алла Шевчук. – При подписании нотариального документа подписывающий должен собственноручно прописью полностью написать свое имя (все имена) и фамилию и поставить подпись. Такие требования в нотариальной практике существуют сегодня»

Поделиться: