Если вы не оплачиваете счета вовремя, знайте: на вас могут подать в суд, а вы об этом даже не заподозрите, если не читаете специализированные порталы. Именно с такой проблемой столкнулась столичная пенсионерка, которая в результате ошибки платила за мобильный телефон меньше, чем нужно было. На ней заработали и судебный исполнитель, и фирма-оператор, и государство, и пытаются заработать еще как минимум две инкассо-фирмы. А начиналось все с… 5 евро.
Пенсионерка Евгения Оттер (77) заключила договор с фирмой Elisa в 2011 году. Пожилая дама выбрала для себя пакет Senior, а в 2012 году взяла в рассрочку MyPhone — телефон специально для пенсионеров с кнопкой SOS. Все это время счета предприятие выставляло бесплатно.
Но с 1 апреля 2013 года фирма ввела плату за счет — 0,7 евро. Пенсионерка решила экономить (это на старые деньги почти 11 крон, а сейчас за 70 центов можно купить аж 2,5 кг картошки) и стала узнавать свое сальдо по номеру 1595. Названную автоответчиком сумму она и оплачивала.
Какое-то время все было нормально, но в сентябре 2013 года женщина обнаружила, что ее телефон отключен – исходящие звонки были заблокированы.
Она стала узнавать, почему, и оказалось, что у нее долг.
Впоследствии выяснилось, что фирма Elisa присылала ей смс-ку, где предупреждала, что пенсионерка задолжала 5,29 евро, и если она не заплатит эту сумму до 31 августа, то исходящие звонки заблокируют. Но пожилая женщина если даже и видела, что на экране мобильника появился какой-то конвертик, то открыть и прочитать смс-ку не могла.
Как видно из распечатки, до 1 июля 2013 года Евгения Алексеевна платила исправно. Ее счета были в пределах от 2,5 до 3,5 евро за месяц. В июле счет составил 2,95 евро, а перевела она 0,78 евро. В августе счет составил 3,68 евро, а заплатила она 0,39 евро. 3 сентября Elisa выставила пенсионерке счет в размере 2,95 евро, а 8 сентября Евгения Алексеевна обнаружила, что ее телефон отключен.
Искусственное увеличение
В октябре, когда пенсионерка не пользовалась телефоном уже около месяца, пришел очередной счет — на 3,5 евро. Платы за разговоры там не было, 1 евро взяли за пакет, 1,5 за рассрочку телефона и еще 1 евро за напоминание.
А 1 ноября Elisa выставила счет еще на 81,87 евро. Он состоял из неустойки в 63,91 евро, 5 евро за напоминания и еще 12 евро Евгения Алексеевна должна была заплатить за телефон (остаток рассрочки, который нужно внести сразу в случае преждевременного расторжения договора). С учетом предыдущей задолженности общая сумма, которую должна была выложить пенсионерка, составила уже 93,64 евро.
Евгения Алексеевна в начале ноября 2013 года обратилась в Департамент защиты потребителя с просьбой защитить от ее от неимоверных поборов.
Комиссия: клиент прав
Из ответа фирмы Elisa cледует, что по телефону 1595 можно узнать текущее сальдо, и если человек что-то должен за предыдущие месяцы, то по данному номеру эту информацию не сообщат. Реальную сумму счета можно узнать только в том случае, если звонить в конце месяца и после этого телефоном не пользоваться.
«Клиент звонил в разные дни и оплачивал текущий счет, а не предыдущий, как женщина полагала, – говорится в ответе, который Elisa дала комиссии Департамента защиты потребителя. – Например, счет за июнь выставили 1 июля 2013 года. 17 июля Оттер позвонила на номер 1595 и услышала, что сальдо составляет 0,78 евро. Эти деньги она и перевела, будучи уверенной, что оплачивает счет за прошлый месяц. Так и образовалась задолженность».
Составившая ответ в комиссию Департамента защиты потребителя Александра Новоселова также пишет, что они были согласны убрать неустойку за расторжение договора размером в 63,91 евро, если бы Евгения Алексеевна заплатила свой долг в размере 19 евро и восстановила бы подключение не позднее 29 ноября 2013 года. Для этого ей нужно было обратиться в ближайшее представительство фирмы.
«Но так как это не было сделано, 2 декабря 2013 года мы передали дело в инкассо-фирму для дальнейшего востребования долга»,
– так завершался ответ фирмы Департаменту.
Дело передали в независимую комиссию при департаменте, которая 27 февраля 2014 года вынесла свое решение: требование фирмы Elisa выплатить ей 93,64 евро беспочвенно. На том основании, что предприятие не доставляло Евгении Алексеевне счета с требованием сумм. Таким образом у пенсионерки не было возможности узнать об истинном размере своих обязательств.
«Таким образом, фирма создала ситуацию, когда клиент не может получать счета ни по обычной почте, ни по электронной, – говорится в решении комиссии. – Предприятие предлагает возможность ознакомиться с информацией по счетам в разделе самообслуживания в интернете или представительстве банка, но при этом нет никаких гарантий, что человек, который не умеет пользоваться компьютером или у которого его попросту нет, сможет этими возможностями воспользоваться».
Исходя из вышеизложенного, комиссия пришла к выводу, что предприятие использует нечестные методы и меняет условия типового договора на неразумные. И передача долга в инкассо-фирму является частично незаконной.
«Если кто-то из сторон не согласен с решением комиссии, то у него есть право обратиться в суд. Если предприятие решит обратиться в суд, оно должно в письменной форме уведомить Департамент защиты потребителя», – говорится в решении.
Претензии со всех сторон
Тем не менее, еще до того, как делом стала заниматься комиссия, Elisa передала требование инкассо-фирме, представители которой потребовали 3 декабря 2013 года от Евгении Алексеевны уплаты уже 122,74 евро. 27 декабря пришло еще одно письмо — требование выросло до 125,64 евро. А 13 января 2014 года в почтовом ящике оказалось уже письмо от Регистра платежных нарушений, где сообщалось, что Евгения Алексеевна должна в течение недели уплатить долг в размере 93,64 евро, иначе ее данные появятся в списке должников, где и будут храниться в течение 7 лет.
«Я принципиально не хотела платить, – поясняет свою позицию пенсионерка. – Еще 5,29 евро я согласна была заплатить, но когда они накрутили сумму до 93 евро, я поняла, что это мошенничество. Тем более что комиссия встала на мою сторону».
Тем не менее, фирма Elisa не согласилась с решением комиссии и обратилась в суд, не сообщив об этом пенсионерке. А дальше начинается самое интересное: суд заочным (!) решением постановил, что Евгения Алексеевна должна заплатить 24,73 евро долга, 75 евро госпошлины плюс пени. В решении суда сказано, что адрес ответчика суду неизвестен — несмотря на то, что истцу, то есть фирме Elisa, он был известен.
«Ну как он может быть неизвестен, если я прописана здесь с 1968 года! – недоумевает пенсионерка.
– Никаких писем из суда мне не приходило. Тем не менее, в октябре 2014 года курьер от судебного исполнителя как-то смог доставить мне решение. Вместе с платой за работу Кристины Фейнман я должна была уже 164,49 евро!»
Эту сумму судебный исполнитель вскоре и сняла со счета пенсионерки. Не будем подробно останавливаться на том, какие чувства испытала пожилая женщина, оставшись в конце месяца практически без средств к существованию. Последним ударом для нее стало письмо в конце декабря.
«Теперь другая инкассо-фирма требовала от меня 176,32 евро за долг, который был уже погашен и грозилась в случае неуплаты обратиться в суд! Сколько еще Elisa будет перепродавать мой изначальный долг в 5,29 евро?» – возмущается пенсионерка.
Она уже заплатила 164,49 евро плюс 0,38 за перевод, и вдобавок две инкассо-фирмы от нее требуют в общей сложности еще 301,96 евро. Всего это получается 466,83 евро, или почти в сто раз больше изначального долга.
Elisa: клиент больше нам ничего не должен
Представитель фирмы Elisa Марика Райски отмечает, что фирма не была согласна с решением комиссии и поэтому обратилась в суд, который аннулировал решение комиссии, обязав пенсионерку уплатить основную часть долга и сопутствующие востребованию расходы.
«После этого Elisa отозвала требование у инкассо-фирмы, – заверяет Райски. – И на данный момент все задолженности клиента перед нами погашены. Все требования через инкассо-фирмы тоже отозваны, фамилия Оттер также убрана из Регистра платежных нарушений».
Суд: мы сделали все, что могли
Кто должен гарантировать получение ответчиком иска и как в суде проверяют адрес человека, к которому предъявлена претензия?
«Истец обязан предоставить суду все данные, которые у него есть, – говорит пресс-секретарь Харьюского уездного суда Кристина Отс. – У суда есть обязанность доставить материалы дела ответчику. Это можно сделать разными способами, один из которых — через Ametlikud Teadaanned. Что и было сделано в данном случае».
По словам Отс, телефон, указанный в исковом заявлении, не использовался. Курьер пытался доставить документы, но дверь не открыли. Суд сделал запрос в полицию, является ли ответчик владельцем квартиры, и суду ответили, что это последний известный им адрес, где пенсионерка проживала. Других контактов в суде не нашли. Тогда суд и решил сообщить о решении через Ametlikud Teadaanded.
Она добавляет, что ответчик может в течение 14 дней с момента, как ему стало известно о заочном решении суда или о начале исполнительного производства, подать протест. Если суд его удовлетворит, то рассмотрение дела могут восстановить, и ответчик может предоставить суду свои возражения по иску. Но человек должен обратиться с отзывом в суд буквально сразу же.
Юрист: надо занимать более активную позицию
С учетом того, что незадолго до публикации материала Евгении Алексеевне пришло очередное извещение с почты о заказном письме из суда, и она полагает, что это инкассо-фирмы требуют деньги по тому же делу, «МК-Эстония» поинтересовалась у юриста: как остановить это бесконечное вымогательство по давно уплаченному долгу?
«Обязательно надо принимать участие в этом судебном заседании, – считает Данил Липатов из юридического бюро Progressor Õigusabi. – Иначе суд снова вынесет решение заочно и история повторится».
Он считает, что Евгении Алексеевне нужно было сразу же обращаться к юристу, как только она получила письмо от судебного исполнителя, и писать протест в суд в течение 14 дней. Тогда можно было бы восстановить дело и в случае другого решения деньги бы ей судебный исполнитель вернул.
«Сообщение через портал Ametlikud Teadaanded — часто используемый метод. Понятное дело, что этот портал практически никто не читает, но все равно — опубликованная там дважды информация считается доставленной», – говорит юрист.