Число злостных неплательщиков алиментов в Эстонии стабильно растет. “АК+” узнала, как государство планирует усложнить им жизнь и как поможет родителям-одиночкам.
Уже с марта этого года государство намерено вплотную заняться данной проблемой, лишая неплательщиков водительских и прочих прав и лицензий. Со следующего года также заработает алиментный фонд, который будет частично компенсировать семьям злостных уклонистов недополученные средства, рассказывает в своем сюжете репортер “АК+” Евгения Волохонская.
Елизавета – героиня ее сюжета – одна воспитывает восьмилетнего сына Диму. Отец ушел из семьи, когда мальчику было два с половиной года. И вот уже 5 лет женщина пытается востребовать с бывшего мужа алименты. Безрезультатно.
“Я пыталась договориться с мужем в течение года, но ответа никакого не получилось. Поскольку у меня ребенок диабетик, то я просила немножко повысить сумму, но все равно мы ничего не получали. Даже арест банковского счета бывшего мужа не помог”, – сетует Елизавета.
По закону, минимальная сумма алиментов на одного ребенка составляет половину минимальной же заработной платы. На данный момент это 215 евро.
“Конечно, если у человека нет официального дохода, если у него нет имущества, зарегистрированного на его имя, то, конечно, судебное решение исполнить сложно. У нас нет долговых тюрем, чтобы посадить туда человека и ждать пока за него кто-то заплатит”, – говорит юрист Данил Липатов.
В итоге дела по востребованию алиментов превращаются в бесконечную бумажную волокиту, долги копятся, дети растут. В Министерстве социальных дел разработали схему работы алиментного фонда. На этой неделе законопроект был отправлен на согласование в другие ведомства. Основная суть – со следующего года государство будет частично компенсировать семьям недополученные алименты. В сумме до ста евро в месяц.
По оценке министра социальных дел Маргуса Цахкна, это не только материальная помощь, но и сигнал обществу – государство намерено защищать наиболее уязвимые слои населения.
“Много таких случаев, особенно это касается женщин, когда они терпят насилие, неважно: психологическое, физическое и сексуальное, но не решаются уйти от мужа и забрать детей, потому что тот им угрожает, что не даст на ребенка денег. В итоге, они не могут решиться на этот шаг и продолжают терпеть насилие над собой”, – говорит министр.
Министр подчеркивает, что эти условные 100 евро – не какое-то очередное пособие. Государство намерено сполна востребовать долги с неплательщиков. Причем, уже начиная с марта этого года.
“У судебных исполнителей появится право отслеживать доходы этих людей, они будут обязаны раз в два месяца вступать с ними в реальный контакт, смогут обыскивать жилье неплательщиков, накладывать арест на их имущество с целью дальнейшей продажи и контролировать те ситуации, которые, кстати, очень часто возникают, когда зарплата перечисляется на счет друзей или родственников и арестовывать эти счета. Также они смогут приостановить действие водительских прав и других прав, выданных государством”, – рассказал министр социальных дел Маргус Цахкна.
“Мой бывший муж очень трепетно относится к своему праву водить машину. Часть его работы заключается в том, что он ремонтирует автомобили и если эту возможность у него забрать, то, может быть, он начнет думать, что все таки есть какие-то у него обязанности перед ребенком”, – сохраняет оптимизм Елизавета.
Статистика
В Эстонии каждый четвертый ребенок в возрасте до 18 лет растет в неполной семье. Таких детей в стране 55 с половиной тысяч – или 24 процента по стране. В основном их воспитывают матери одиночки – 92 процента, но есть и отцы одиночки – их, соответственно, 8 процентов. В 73 процентах случаев родители одиночки воспитывают одного ребенка.
Почти половина – 45 процентов всех детей из неполных семей – воспитываются в Харьюмаа (причем, треть из них в Таллинне). Затем следует Ида-Вирумаа – 12 процентов и Тартумаа – 11 процентов.
Если говорить о соотношении численности населения в каждом из регионов отдельно и процента родителей одиночек в нем, то средний показатель – примерно 24 процента. А абсолютным лидером становится Ида-Вирумаа. 27 процентов детей Северо-востока воспитываются в неполных семьях.
На данный момент заведено более восьми тысяч дел по неуплате алиментов. Львиную долю неплательщиков составляют мужчины – семь с половиной тысяч. Триста дел заведено на женщин-неплательщиц. И в оставшихся ста с небольшим случаях в официальных источниках не указан пол уклонистов. А общая сумма долга всех этих лиц составляет 14,5 млн евро.
Каждый год к этим восьми тысячам прибавляются все новые и новые дела. А кто то же он – среднестатистический неплательщик алиментов? Это мужчина в возрасте 39 лет, может быть как русско так и эстоноговорящим. И чаще всего, это человек уклоняющийся от алиментов сознательно.
Самому молодому неплательщику среди мужчин – 20 лет, а среди женщин – 19. Самым старшим – 85 и 72 соответственно. Сергей Михайлов
Редактор