Юридическое бюро в Таллинне

Пн-Пт: 9–17:00
Сб-Вс: закрыто

Пн-Пт: 9–17:00
Сб-Вс: закрыто

Пн-Пт: 9–17:00

+372 56 25 77 14

info@progressor.ee

Что делать, если товарищество рассчитывает тарифы на тепло и горячую воду не как положено?

MKE.EE

Обычно в товариществах много говорят о должниках – что те или иные собственники что-то недоплатили или не заплатили вовсе. И ситуация, когда член товарищества называет само КТ должником, – нонсенс! Тем не менее, именно так считает проживающая в Ласнамяэ пенсионерка Валентина Витальевна Филиппова, которая обнаружила, что их бухгалтер рассчитывает тарифы за горячую воду совсем не так, как рекомендует предприятие Tallinna Küte. И требует теперь от товарищества вернуть ей 226 евро! Бухгалтер же заверяет, что все расчеты верны, и это пенсионерка должна им деньги.

Валентина Витальевна – бывший экономист. К тому же знает, как и что рассчитывать.

«Это происходит так: получает товарищество счет от фирмы-поставщика тепла, в нашем случае, Tallinna Küte, и начинает распределять его между всеми квартирами. Сначала рассчитывают, сколько тепла ушло на подогрев горячей воды – суммируют все показания и получившееся количество умножают на определенный коэффициент. Этот коэффициент есть на сайте Tallinna Küte, он един для всех. Коэффициент зимой один, а летом другой. Затем получившуюся сумму вычитают из общего счета, а то, что осталось, делят на общую жилую площадь дома, чтобы вычислить стоимость отопления на 1 квадратный метр», – рассказывает пенсионерка.

Раньше предприятие Tallinna Küte публиковало на своей страничке коэффициент и ход расчетов, как высчитать тариф на горячую воду. Сейчас там уже все рассчитано с целью окончательно облегчить товариществам жизнь. И в счете за декабрь, который многие читатели уже получили или вот-вот получат, за подогрев 1 кубометра воды следовало брать 3,61 евро (это уже с налогом).

Борьба за правду

Валентина Витальевна давно уже обнаружила, что в ее товариществе считают по-другому.

«Я неоднократно обращала внимание на то, что их расчеты не соответствуют методике,

которая подписана Эдгаром Сависааром и действует во всем городе, – вздыхает пенсионерка. – Шутка ли: зимой у нас на подогрев воды уходит меньше тепла, чем летом! Хотя должно быть наоборот. Но они лишь слушали, удивлялись, как много я знаю, но ничего не предпринимали. Тогда я каждый месяц рассчитывала тариф конкретно для себя и платила за тепло и отопление по своим тарифам. Они стали начислять мне долг, а затем обратились в инкассо! Меня там так запугали, пришлось все же заплатить!»

В итоге Валентина Витальевна решила оплачивать счет полностью, но требовать от товарищества вернуть ей несправедливо переплаченные деньги.

«Проблема нашего товарищества – хотя, я думаю, и в других домах происходит то же самое – люди, которые не подают вовремя показания, – констатирует пенсионерка. – И представьте ситуацию: все подают, а они нет! И бухгалтер должна откуда-то брать деньги, чтобы покрыть эту дыру. Вот они и списывают зимой все на отопление, а летом распределяют между всеми. Хотя гораздо правильнее было бы недостающие кубометры разделить между квартирами, не подавшими показания».

Валентина Витальевна считает, что правление товарищества просто не хочет работать с теми, кто не подает показания, поэтому страдают ни в чем не повинные собственники дома, которые регулярно сообщают, сколько горячей воды у них ушло в прошлом месяце.

«Шутка ли: только за 2015 год одну меня обсчитали на 55 евро! В 2014 году я переплатила 74 евро! В 2013-м – 77 евро! – показывает расчеты пенсионерка, живущая в стандартной ласнамяэской однокомнатной квартире. – А те, у кого площадь побольше, переплачивают еще больше!»

Тем не менее, товарищество считает, что это пенсионерка им должна – и насчитывают ей пеню. Общая сумма в графах «долг» и «пеня» перевалила уже за 500 евро.

«Я им говорила, что и я, и они могут требовать долг только за три последние года, – вздыхает Валентина Витальевна. – Я ведь тоже могу рассчитать, сколько переплатила, за последние 15 лет, но толку от этого не будет – срок давности три года. Так и они могут требовать только за три года. Три года уже истекли. Но они пишут, начисляют пеню на пеню, и хоть бы что!»

Все попытки пожилой дамы доказать правлению и бухгалтеру, что срок давности этого долга уже давно истек (он датируется 2011 годом), а пеню на пеню начислять нельзя, пока успехом не увенчались.

Валентина Витальевна намерена подать в суд, чтобы доказать свою правоту, поскольку числиться должником и переплачивать за отопление ей уже надоело.

Бухгалтер: каждое КТ решает само, как считать

Председатель правления КТ Ляэнемере, 3, Игорь Бельбрут комментирует ситуацию так: «У нас в доме – 217 квартир. Посчитать все досконально невозможно! Кто-то соврал, кто-то не подал показания по воде вообще. На следующий месяц это все пересчитывается».

Он считает, что Валентина Витальевна просто не хочет платить.

«У нее долг висит уже 3–4 года. Пени на пени мы не начисляли – пени считает бухгалтерская программа, которой пользуются везде. Но более подробно вам это все расскажет бухгалтер нашего товарищества», – подытожил председатель.

Хелене Левин, которая ведет бухгалтерию в КТ Ляэнемере, 3, поясняет, что на самом деле предприятию Tallinna Küte все равно, кто как что рассчитывает. Главное – чтобы деньги им переводили в полном размере и в срок.

«Раньше в этом доме летом считали отдельно отопление и отдельно горячую воду, – поясняет бухгалтер. – Но потом, так как было много жалоб – мол, какое отопление в летние месяцы? – правление решило все тепло распределять на подогрев воды. Это не противоречит закону, каждое товарищество само решает свои внутренние дела. Отсюда и разница в тарифах».

Таким образом получается, что так как некоторые собственники показания по воде дают нерегулярно, растет тариф для тех, кто подал свои показания вовремя.

«Да, я получила письмо, где она требует вернуть ей переплаченные деньги, – говорит Хелене Левин. – Но тут нужно понимать, что перевести деньги на счет товарищество не может. Максимум, на что может рассчитывать Филиппова в случае положительного решения правления, – это перерасчет».

При этом бухгалтер соглашается, что ход расчетов у пенсионерки верный.

«Просто у нее старые данные. Новые данные о том, сколько дом потребил тепла, кто подал показания, кто не подал, она может посмотреть на сайте www.korteriyhistu.net, куда мы вводим все цифры по нашему дому», – советует бухгалтер.

Что же касается растущего долга, то Хелене Левин отмечает: это происходит именно за счет пени.

«В 2013, 2014 и 2015 годах она платила точно, проблемы были в 2011 году, – подняла бухгалтер данные. – В 2011 году сумма долга была 221 евро, в декабре 2015-го – уже 538 евро. За последние три года долг увеличивался именно за счет пени, которые приплюсовывают к долгу. То, просрочен долг или нет, должно решать правление».

Таким образом получается интересная ситуация: срок давности долга вышел, пени уже больше, чем изначальная сумма долга, что противоречит закону – пени не могут быть больше, чем основной долг. И в итоге пени продолжают насчитывать, долг за счет этого постоянно растет, и никто задолженность с истекшим сроком востребования из счетов не убирает.

Юрист: нужно привести ход расчетов

«В этой ситуации, если у члена товарищества есть претензия к товариществу по поводу тарифов, ее нужно изложить письменно и доставить правлению, – говорит юрист Данил Липатов из Progressor Õigusbüroo. – Сделать это можно, отдав под подпись или отправив заказным письмом».

То же самое нужно делать и в ситуации, когда вы требуете от товарищества вернуть вам переплаченные в ходе неправильных расчетов деньги: «Изложить ход расчетов, чтобы он был понятен правлению и бухгалтеру, чтобы можно было проследить, откуда взялась такая сумма».

По поводу долга, который датируется 2011 годом и с тех пор увеличивался только за счет роста пени, юрист выделяет два важных момента: «Срок давности по долговым обязательствам – 3 года. А пеня не должна быть больше основной суммы долга. Конечно, если человек переводит деньги в счет погашения долга, то, в первую очередь, они идут на погашение пени. Поэтому в каждой ситуации очень важно внимательно смотреть на сроки давности и соотношение долга и пени».

Данил Липатов отмечает, что если пенсионерка обратится в суд, и там признают, что долг просрочен, то Валентина Витальевна не должна будет платить и пени по долгу, срок давности которого уже истек.

Поделиться:
НАПИШИТЕ НАМ