Взыскание алиментов остается одним из самых частых вопросов юристам. Естественно, все случаи разные, но мы решили предложить вашему вниманию ответы на самые частые запросы в этой области.
Отвечает юрист Данил Липатов из бюро Progressor:
“По количеству обращений от людей безусловным лидером является вопрос, связанный с назначением и взысканием алиментов. Не так сложно получить судебное решение о взыскании алиментов, как потом добиться его реального исполнения.
Для взыскания алиментов необходимо совершить ряд действий, на основании которых суд возбудит исковое производство и затем вынесет судебное решение.
Человек, прежде всего, должен обратиться в суд с исковым заявлением. Бланк типового искового заявления на эстонском языке можно найти на сайте судов Эстонской Республики — kohus.ee.
Документ необходимо подписать и приложить к нему свидетельство о рождении ребенка. Исковое заявление о взыскании алиментов освобождено от оплаты государственной пошлины.
Минимальный размер алиментов составляет половину минимальной заработной платы, устанавливаемой правительством ЭР (сейчас ”минималка” — 430 евро, значит минимальные алименты — 215 евро в месяц).
Если размер требования не превышает минимального размера алиментов, то удовлетворение такого иска является процессом весьма формальным, не требующим сбора доказательств.
Как гласит Закон о семье, суд может назначить алименты ниже минимального уровня в двух случаях: при нетрудоспособности родителя, к которому предъявлено требование, или же при наличии у родителя-должника других детей, находящихся на его иждивении.
При требовании алиментов, превышающих минимальный размер, подателю иска все-таки придется потрудится, так как необходимо документально доказать, что расходы на ребенка в месяц в два раза превышают размер требуемых алиментов. Так как обязанность по содержанию ребенка является солидарной обязанностью обоих родителей, то взыскивать возможно только половину от общих расходов на ребенка.
Так, например, если истец требует алименты в размере 250 евро, то он обязан показать, что расходы на ребенка составляют не менее 500 евро в месяц.
Однако процедура взыскания алиментов, это не только вынесение судебного решения. Гораздо более сложный вопрос — исполнение судебного решения и получение фактических денежных средств с родителя-должника, особенно в тех случаях, когда родитель умышленно уклоняется от исполнения решения.
Если решение суда не исполняется в добровольном порядке, истец может подать судебному исполнителю, в районе деятельности которого находится место жительства ответчика, заявление о возбуждении исполнительного производства.
(Судебные исполнители осуществляют свою деятельность в рамках определенной министром юстиции территориальной подведомственности. Заявление о возбуждении исполнительного производства можно подать любому судебному исполнителю, в районе деятельности которого находится место жительства должника или нахождения его имущества).
К заявлению прилагается судебное решение с отметкой о вступлении его в силу и порядок расчетов по задолженности, если долг уже успел сформироваться.
В Эстонии нет долговых тюрем, поэтому методы воздействия на должников, которыми располагают судебные исполнители, весьма ограничены.
Судебные исполнители могут наложить взыскание на доход родителя-должника и/или арестовать его имущество, прежде всего речь идет о регистровом имуществе (недвижимость, автотранспортные средства и пр.).
Помимо указанных действий, пакетное изменение законодательства, произошедшее в апреле 2016 года, позволяет судебным исполнителям обращаться в суд с требованием о приостановлении прав неплательщика алиментов на управление транспортным средством, разрешения на ношение оружия, охотничьей лицензии.
Также у родителя, который не может добиться исполнения судебного решения в рамках исполнительного производства, есть возможность подать в отношении злостного неплательщика алиментов заявление о возбуждении уголовного дела в полицию или прокуратуру. Возбуждение уголовного дела по данному факту является дополнительной мерой воздействия и может поспособствовать пробуждению родительского правосознания у должника”.