Верный друг и защитник человека, собака, может быть и достаточно грозным «оружием». К сожалению, законы в нашей стране таковы, что нередко это оружие оказывается в руках безответственных людей. А здесь недалеко и до беды.
Олеся Труворова
olesja.truvorova@tallinnlv.ee
Муниципальная полиция Таллинна (МуПо) в течение пары последних месяцев зарегистрировала около десяти случаев нападения собак на людей, и это весьма немало за столь короткий срок, признают стражи порядка.
Так, за указанный период в столичном районе Хааберсти собаки нападали на людей трижды. В одном из случаев пес без поводка набросился на велосипедиста на тропе здоровья. Хозяин собаки до сих пор так и не явился в МуПо для расследования происшествия, несмотря на многократные обещания это сделать.
В Пыхья-Таллинне также зафиксировано несколько случаев нападения собак. Редакции «Столицы» стало известно об одном из них, произошедшем в середине сентября, в результате которого шестилетний ребенок неделю провел в больнице. Мальчика покусала соседская собака породы ротвейлер.
Неделя в больнице
Бабушка пострадавшего, Нина, рассказывает о случившемся: «Ребенок находился во дворе, его отец был неподалеку, ремонтировал машину. Видимо, внук подошел к собаке. Он ее с рождения знает, и раньше, бывало, играл с ней. А тут собака (хозяйка ее держала на длинном поводке) вцепилась ему в руку, стала его таскать по земле. Точно не могу сказать, как это произошло, так как меня там не было. Но и отец не сразу понял, что случилось, так все произошло быстро. Только когда ребенок стал кричать, он увидел, что собака его треплет, подбежал и отбил его. Это счастье, что отец оказался рядом, иначе она внука точно или загрызла бы, или инвалидом оставила».
К сожалению, без серьезных последствий для ребенка нападение все же не обошлось. «У него на руке от локтя до плеча девять ран, – рассказывает бабушка. – Ему сделали операцию, он провел в больнице неделю, затем еще неделю – дома, пока заживали швы. Пришлось лечить заражение, которое пошло от собачьих зубов, слюны. Сейчас внук чувствует себя более-менее, но на психике нападение, конечно, сказалось. Когда в больнице отходил от наркоза, кричал, бился, словно отбивался от собаки. А сейчас выходит на улицу, слышит ее лай – и у него паника начинается, слезы. Хотя он у нас не нытик. Как ему продолжать жить в одном доме с этой собакой?»
По словам Нины, хозяйка пса своей вины в произошедшем не видит, и это притом, что, как утверждает наша собеседница, ее внук – уже четвертый человек, которого покусал этот ротвейлер. «У нее всегда виноваты пострадавшие», – говорит Нина.
Владелица ротвейлера не пожелала озвучить нам свою версию событий. «Звоните в “муниципалку”, вам там все расскажут», – посоветовала она связавшемуся с ней по телефону журналисту «Столицы», после чего повесила трубку.
Сразу после происшествия Нина обратилась в полицию.
Пресс-секретарь Департамента полиции и погранохраны Виктория Корпан сообщила, что полиция получила заявление и передала его в МуПо, в компетенции которой находится решение таких вопросов.
По словам занимающегося расследованием инцидента главного инспектора МуПо Павла Бойцова, по факту произошедшего начато дело о проступке. «Пока что еще только ведется делопроизводство. О санкциях и наказании говорить рано», – сказал он.
В целом, за нарушение Правил содержания собак и кошек в городе Таллинне может назначаться штраф в размере до 800 евро.
Потенциальная угроза
Нина говорит, что семью мальчика больше волнует не то, какой штраф в итоге назначат хозяйке собаки, а то, что пес по-прежнему представляет угрозу для жильцов дома. «Где гарантия, что через полгода не произойдет то же самое? – задается она вопросом. – Почему такие большие собаки гуляют без намордника? Как мне сказали, закона, который бы запрещал это, у нас нет».
Павел Бойцов подтвердил, что Правила действительно позволяют выгуливать собаку на поводке без намордника. Намордник должен быть надет на собаку только в общественном транспорте или тогда, когда животное находится на привязи (например, около магазина).
Итак, обязать владельца крупной собаки выгуливать ее только в наморднике невозможно. Штрафами, как показывает практика, безответственное поведение людей тоже не изменить. Причем размер штрафа в данном случае роли не играет, считает психолог Ольга Васильева. «Есть люди, которые просто не склонны нарушать установленные правила. А тех, кто склонен их нарушать, страх наказания не останавливает, – говорит психолог. – Такие люди обычно думают, что это может случиться с кем угодно, но не с ними. К себе они ситуацию никак не примеряют».
Кроме того, напоминает Павел Бойцов, владельцы агрессивных собак нередко пытаются всячески уйти от ответственности: называют пострадавшему неправильные имена, дают чужие номера телефонов, пытаются переложить вину на него. «В качестве примера приведу одно заявление, которое поступило мне пару лет назад, – рассказывает Бойцов. – Из показаний пострадавшей следовало, что ее покусала на улице N коричневая собака средних размеров. Естественно, для меня эта информация равна нулю. Я обзвонил около пяти домов в надежде, что там в одной из квартир содержится собака коричневого цвета, спрашивал у дворников – может, кто-то что-то видел? Но ничего так и не узнал».
Как же бороться с безответственными владельцами собак? Возможно, следовало бы лишать их права держать животное, раз они не могут или не считают нужным следить за его поведением? «Если встает вопрос о лишении человека права на содержание животных, такими вопросами занимается суд», – говорит Бойцов.
Однако все опрошенные нами специалисты единодушны в том, что в реальности добиться в такой ситуации указанного запрета очень и очень сложно.
«При обращении в гражданский суд потерпевший должен прежде всего ставить целью получение возмещения за причиненный ему материальный и моральный ущерб», – рекомендует юрист Данил Липатов.
Мировой опыт
Во многих странах мира проблему решают с другого конца: там действуют различные запреты и ограничения на содержание определенных пород собак, считающихся потенциально опасными. По данным сайта petolog.com, такие меры применяются, например, во Франции, Польше, Германии, Испании, Италии, Румынии, Швейцарии, Португалии, Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Венесуэле, Эквадоре, Австралии, Новой Зеландии, Пуэрто-Рико, Дании, Финляндии, Норвегии, России, Украине, Белоруссии, Турции, Израиле, Сингапуре, на Мальте и Бермудских островах.
В большинстве стран ограничения касаются правил содержания и выгула животных. Так, например, в России летом этого года правительство утвердило перечень опасных пород собак, состоящий из 13 названий. С 1 января 2020 года выгуливать таких собак без намордника и поводка можно только на собственной огороженной территории.
В других государствах меры еще более радикальные. Например, в Венесуэле полностью запрещен ввоз в страну, продажа и разведение питбулей и их метисов. А в Дании под запретом целых 13 пород собак, в том числе кавказские овчарки.
Содержание собак породы ротвейлер, по информации petolog.com, полностью запрещено, например, в Португалии, Эквадоре и на Бермудских островах.
«Эстонское законодательство отдельно не регулирует содержание т. н. опасных пород, бойцовых собак. Таким образом, собаку бойцовой породы может свободно завести любой человек», – констатирует Липатов.
При этом кинолог Сергей Цыба радикальные меры целесообразными не считает. «Давайте тогда любых собак запретим, потому что у них есть зубы. Та же такса может так “удачно” перекусить какую-нибудь артерию или вену, что человек истечет кровью. Огульно запрещать и не пущать – это не решение проблемы», – отмечает он.
Коррекция поведения
«Может быть, нам следовало бы, как в Германии, составить список определенных пород собак, которые должны в обязательном порядке проходить тест на социализацию, – предлагает кинолог. – Если собака в течение определенного периода этот тест не проходит – она направляется на обучение. По крайней мере, так она хотя бы будет под присмотром кинолога или этолога (специалиста в области поведения животного – Ред.). Для социализации собак там есть специальные программы, это все работает».
Ольга Васильева также считает, что, если обязать тех, кто хочет завести собаку опасной породы, водить питомца на обучение, это будет гораздо более действенной мерой, чем увеличение штрафов уже по факту случившегося нападения.
А психолог Елена Маслова предлагает не забывать и об ответственности еще одной из сторон. «Если в государстве нет обязательной системы обучения хозяев собаки, то частично эта ответственность лежит на заводчиках, – говорит она. – Они не могут просто продавать щенков, лишь бы продать. Заводчики крупных или бойцовых пород тоже должны обладать повышенной социальной ответственностью».
Сергей Цыба предлагает также применять в Эстонии существующую во многих странах практику, при которой на поводок собаки повязывается желтая ленточка. Она сообщает окружающим о том, что псу по какой-либо причине (сложный характер, проблемы со здоровьем, просто старость и т. п.) требуется больше личного пространства и с ним нужно соблюдать дистанцию. «Культура общения должна быть с обеих сторон, – уверен Цыба. – Я сам популяризирую социально ответственное собаководство: хожу в детские сады, обучаю детей тому, как можно подойти к собаке, к какой собаке не нужно подходить и так далее».
Кинолог считает, что для потенциально агрессивных собак выгул в наморднике и на коротком поводке должен стать обязательным. Да и владельцев, которые не смогли предотвратить нападение своего питомца на людей или животных, нужно наказывать более сурово, убежден Цыба: «По факту нужно карать строго. Это однозначно. Сколько безалаберных товарищей гуляют вокруг домов с собаками без поводка, причем с собаками абсолютно любых пород! Это вопиющая ситуация».